Одним из первых художников - создателей советской реалистической живописи в Сибири был заслуженный деятель искусств РСФСР Дмитрий Иннокентьевич Каратанов (1874 - 1952) - представитель старшего поколения красноярских художников. С родным краем была связана вся его жизнь, творческая и общественная деятельность. Много сил отдал он строительству новой социалистической культуры, активно участвовал в организации первых художественных выставок, в создании Восточно-Сибирского, а затем и Красноярского краевого Совета он вносил практические предложения по вопросам развития культуры и искусства. Ему первому из сибирских художников было присвоено почетное звание заслуженного деятеля искусства РСФСР. Д. И. Каратановым, прекрасным педагогом, подвижником искусства, воспитаны многие красноярские художники. Творчество его служило как бы связующим звеном между русским реалистическим и нарождавшимся новым советским искусством: ведь его деятельность началась задолго до Октября, а наставником был великий Суриков. Их первая встреча произошла в 1888 году, и потом они виделись каждый раз, когда В. И. Суриков бывал в Красноярске. Василий Иванович был с детства знаком с отцом Каратанова. Эта близость имела особое значение. Суриков постоянно следил за успехами юного друга, помогал ему разбираться в сложных вопросах творчества, давал советы и настоял, чтобы Каратанов ехал учиться в Академию художников. Вторым учителем Каратанова был М. А. Рудченко, который в течении двух лет готовил его к поступлению в Академию. В 1892 году восемнадцатилетний Каратанов "двинулся в далекий Петербург" и был принят в число слушателей Академии. Здесь самым любимым его учителем был А. И. Куинджи, очень ценивший самобытный талант Каратанова. Полный курс обучения в Академии Каратанов не закончил. После четырех лет обучения он возвратился в Красноярск. Началась самостоятельная творческая работа. О причинах досрочного отъезда из Петербурга Дмитрий Иннокентьевич никогда никому не рассказывал. Творческое наследие Каратанова весьма обширно. Он был неизменным участником всех городских, краевых, всесибирских художественных выставок, начиная с 1900 года. Некоторые его произведения экспонировались в Москве как в дореволюционные годы, так и в наши дни. Дмитрий Иннокентьевич много путешествовал по краю. Он первым из сибирских художников десятки лет отдавал вдохновенной работе по художественному освоению Севера, его природы, труда и быта коренных жителей Заполярья. С наилучшими экспедициями Каратанов совершил до десятка поездок на Север, шесть из них - до Октября. Многочисленные карандашные рисунки, акварели, этюды маслом, то более или менее законченные, то выполненные "на ходу", явились своеобразным художественным репортажем "самой жизни", именно в этом их неизмеримая ценность. Пейзажи, архитектура, предметы труда и быта, типы людей, жанровые сцены, в которых мы найдем и трудовую деятельность: "Кеты-рыбаки", "Разгрузка лодки", "Починка невода", "После рыбной ловли", и бытовые сценки, метко схваченные глазом художника: "Чаепитие в чуме", "За беседой", "Охотники", "Эвенкийские женщины у ручья", "Смерть шамана", "Суглан". Послеоктябрьский период был наиболее плодотворным для Каратанова. Им созданы интересные и важные по теме произведения исторического и портретного жанров. Наиболее значительные из них: "Партизаны", "Землепроходцы в Сибири", "Маевка на "Столбах" в 1905 году", "Похороны рабочего Чальникова", "Красноярский бунт в 1695 году", "Портрет В. И. Ленина периода сибиркой ссылки", "Портрет командира партизан П. Е. Щетинкина", "Потрет А. Д. Кравченко" и т. д. Д. И. Каратанов оставил нам замечательные пейзажные полотна, в которых природа Сибири нашла свое наиболее правдивое истолкование. В пейзажах Каратанова тесно переплетаются и лиризм, и эпическая мощь природы. Величавостью образа, и естественной простотой привлекает пейзаж "Вид на "Столбы" зимой". Художник развертывает панораму местности, показывает захватывающую глубину пространства. Природа открывается человеку, покоряя его своим богатством, размахом, эпическим спокойствием и тишиной. Видное место в творчестве Каратанова занимал Енисей. Могучая сибирская река покоряла своим величием и красотой многих живописцев. Не одно произведение посвятил ей и Каратанов: "Енисей. Последние льды", "Енисей. Карга", "Енисей близ Селиванихи","Ледоход на Енисее", "Енисей у Бирюсы", просто "Ледоход", "Енисей. Ледоход", "Енисей у Дудинки". В 1940 году Каратанов совершил поездку в Туруханск и Курейку. Сделано было более 80 рисунков мест, где отбывали ссылку Я. Свердлов, И. Сталин, С. Спандарян. Работы были показаны в 1947 году на межобластной художественной выставке в Новосибирске и получили самые восторженные отзывы зрителей и критики, а их автор был награжден Почетным дипломом и премией. Самобытное, оригинальное, со своим, не на кого не похожим пластическим строем, творческое наследие Каратанова является значительным вкладом в сибирское искусство.

     Алексей Васильевич Вощакин (1898-1937), талантливый живописец и организатор, начальное художественное образование получил у Д. И. Каратанова. Успешно закончив Красноярскую художественную школу, продолжил учебу у известного художника Фешина в Казанской школе, унаследовав от него свежесть живописного письма, строгость и в то же время экспрессивность формы. Завершил свое художественное образование Вощакин во ВХУТЕМАСе - Московских высших художественно-технических мастерских. В 1924 году возвратился в Красноярск. В Красноярской художественной галерее хранится портрет хакасской девушки Дуси Доможаковой, написанный Вощакиным во время поездки по Хакасии и экспонировавшийся в 1927 году на первой Всесибирской художественной выставке. Вощакин писал портрет с натуры. Девушка в первые позировала художнику, его работа у холста представлялась ей каким-то волшебством, отсюда необычность ее состояния и взгляда, так хорошо уловленного мастером. О Вощакине-рисовальщике говорят его офорты "Купанье", "Горная речка", "По горным тропам". Они строги по композиции, четки в рисунке. Это вещи лирико-эпического звучания, хотя и не велики по размеру. Много и продуктивно работал Александр Федорович Ефремов (1875-1936). Творчество Ефремова мало известно современному зрителю. Часть его работ была приобретена в 1929 году краеведческим музеем, но они не экспонировались, многие попали с выставок в частные коллекции, их тоже не могли видеть зрители, кое-что находилось в музеях Сибири. Но самое значительная часть художественного наследия осталось в собрании семьи художника. Первое и самое широкое знакомство с творчеством Ефремова состоялось в 1947 году. Красноярское отделение Союза художников организовало посмертною выставку его произведений. На ней экспонировалось 158 работ. Все они были переданы семьей художника в дар краеведческому музею, а позже значительная часть их перешла в фонды художественной галереи. А. Ф. Ефремов учился в художественной школе у Каратанова, кроме того, ему посчастливилось работать на этюдах Хакасии, в районе озера Шира с В. И. Суриковым. Хотя встречи с ним были кратковременными, советы Сурикова, его конкретные замечания имели большое значение для Ефремова, они помогли ему углубить познания в живописи и в работе над натурой. Основным жанром в творчестве А. Ефремова был пейзаж. Его работы незатейливы по своей сюжетной канве, все в них обычно, просто. Он пишет как бы "для себя", "для души", его пейзажи лиричны, полны любви к природе. Неизменной темой художника были мотивы окрестностей Красноярска, Ачинска, курорта Шира. Это в своем большинстве неторопливый рассказ о примечательных уголках природы этих мест. В. И. Суриков ценил ширинские этюды Ефремова, он видел в них проявление искреннего, душевного отношения художника к природе, привносившего в каждый мотив свои личные переживания, вызванного общением с ней.

     Мы знаем лишь одного скульптора, жившего и работавшего в Красноярске в дореволюционные и первые послеоктябрьские годы. Это Александр Григорьевич Попов (1865-1930). Вся трудовая и творческая жизнь его прошла в Красноярске. Помимо художественной школы, он преподавал лепку и рисование в общеобразовательных школах города. На городских и Всесибирских художественных выставках участвовал не только как скульптор, но и как живописец. В своем творчестве Попов остался до конца последовательным реалистом. Здесь, несомненно, сказалось влияние Сурикова, с которым скульптор встречался в каждый приезд Василия Ивановича в родной город. Работы скульптора не сохранились до наших дней, так как они были выполнены в большинстве своем в мягком материале. Все кто видел работы А. Г. Попова, называет в числе лучших такие, как "Мальчик после купания", " Грузчик", "Деревенская лошадка", "Портрет В. И. Сурикова" и композиция "Долой войну ! Перекуем оружие на плуги".

     В числе первых учеников художественной школы была Ксения Иннокентьевна Матвеева (1894-1968). Уроженка Красноярска, она после художественной школы поступила в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Одновременно посещала частные студии В. М. Мешкова и К. Ф. Юона. Возвратившись в 1917 году в Красноярск Матвеева принимала деятельное участие в художественной жизни города. На краевой выставке 1948 года, посвященной 100-летию со дня рождения Сурикова, Матвеева показала большое полотно "Красноярск времен детства В. И. Сурикова" - одно из лучших своих произведений по образному раскрытию темы. Картина переносит нас в старый Красноярск. В ней словно оживают образы красноярцев. Можно отнести к числу удач художницы картины: "Обыск в квартире В. И. Ленина в Шушенском", "Отступление немцев под Москвой", "Встреча партизан", "Лампочка Ильича". Во всех своих картинах, оставаясь в пределах жизненных наблюдений, К. И. Матвеева запечатлела свои отношения к людям, свои чувства и размышления. Именно поэтому, свободные от подражательности, ее произведения привлекают искренностью и правдивостью.

     К числу художников, наиболее глубоко и последовательно развивающих реалистические традиции своего учителя Д. Каратанова, принадлежит заслуженный художник РСФСР Андрей Прокофьевич Лекаренко (1895-1978). Знакомство Лекаренко с живописью состоялось в Красноярской художественной школе, он был в числе учеников первого ее набора. Были у Лекаренко замечательные учителя и в Петербургской школе "Общества поощрения художеств", куда поступил он в 1912 году. Это Н. Рерих, А. Рылов, И. Билибин. Они оказали доброе влияние на развитие таланта молодого живописца. Учился Андрей Лекаренко успешно, его композиционные работы и этюды обращали на себя внимание и не раз удостаивались похвалы Н. Рериха. И во ВХУТЕМАСе Лекаренко учился у не менее почитаемых педагогов - В. А. Фаворского и П. П. Кончаловского. После учения во ВХУТЕМАСе Лекаренко возвращается в Красноярск. Он, как и Каратанов, хочет знать свой край во всей полноте. В 1925 году ездит по Хакасии, а через два гола уезжает в Заполярье, изучает жизнь и быт народов Севера, собирает фольклор, делает зарисовки. Более двух лет кочевал художник на оленях и собаках по пустынным местам Таймыра от стойбища к стойбищу. Поездка на север края явилась значительным этапом в творческой биографии художника. Показ на выставке привезенных работ был первым серьезным выступлением перед зрителями. На Крайнем Севере художник нашел одну из своих тем. Суровая природа, мужественные люди на всю жизнь остались в его памяти, и Лекаренко время от времени возвращался к воспоминаниям о Заполярье, что нашло отражение во многих его произведениях. Это "Охотники эвенки", "Пастухи с Таймыра", "Стойбище на реке Джангоде", "В низовьях Енисея", "Остановка в пути. Таймыр". "Девушки нганасаки", "На Таймыре. Нганасан", "Пастухи-оленеводы с Таймыра", "За работой в чуме", "Тундра летом. Таймыр" и многое другое. В 1946 году на республиканской, а затем и Всесоюзной художественной выставке "Победа" экспонировались его пейзажи "Утро на Енисее", "В низовьях Енисея" и "На Таймыре. Нганасан". Послевоенный период наиболее плодотворный в творческой биографии художника. Именно в эти годы, помимо северного цикла, появляется большая серия пейзажных полотен, в которых прослеживается две линии, эпическая и лирическая, в образном истолковании природы. Такие работы, как "В Восточных Саянах", "Предгорья Восточных Саян", "Белогорье", "Буйбинский перевал", "Кедры и дали", "Туманы" и ряд других, - это пейзажи эпического звучания. Но не только в эпическом стиле раскрывает нам природу Лекаренко. Многие его пейзажи имею лирический характер. Это - "Сумерки над Енисеем", "Февраль. Лесной пейзаж", "Старые осины", "Начало весны", "Вечер" и многое другое. А. П. Лекаренко немало работал в портретном жанре. Среди созданного им можно назвать серию автопортретов, замечательный портрет Д. И. Каратанова, выполненный пером и тушью, где художник великолепно передал характер Дмитрия Иннокентьевича. Особый интерес представляют натурные зарисовки северян: "Нганасан Мунто", "Нганасан Сундампте", "Силкин ненец", "Нганасан Ептудуси", "Нганасан в сакуе", "Мальчик-ненец Семен". Плодотворность педагогической работы Андрея Прокофьевича правительство отметило орденом "Знак Почета", а за достижения в искусстве ему было присвоено звание заслуженного художника РСФСР.

     С 1925 года в Красноярске начал работать Карл Фрицевич Вальдман (1897) - художник с хорошей профессиональной подготовкой. Он окончил в 1914 году Либавское училище живописи, работал гравером на одном из заводов Либавы. События первой мировой войны забрасывают Вальдмана сначала в Финляндию, а потом в революционный Петроград. В 1918 году он добровольно вступает в полк латышских стрелков, принимает участие в боях под Ригой, Митавой и в штурме Перекопа. Демобилизовавшись в 1924 году из армии и не имея возможности вернуться на Родину (Латвия стала буржуазной республикой), К. Ф. Вальдман поехал в овеянную романтикойдалекую Сибирь. Художника покорили красавец Енисей, тайга, горы и сам Красноярск с его живописными окрестностями. Он остался здесь навсегда. Впервые свои работы "Осенний день", "Вид на Такмак с деревни Базаиха", "Городской пейзаж", "По набережной Енисея" Вальдман показал на весенней выставке в 1926 году. Выступление Вальдмана на выставке хорошо было встречено общественностью Красноярска. Его пейзажи, написанные непосредственно с натуры, были сочными, будто наполненными солнцем. Еще больший успех имели работы Вальдмана на первой Всесибирской художественной выставке в 1927 году в Новосибирске, особенно "Тайга. Заповедник "Столбы". Деятельное участие на протяжении многих лет принимал К. Ф. Вальдман в оформлении экспозиций краеведческого музея. Ему же принадлежат росписи наружных стен здания музея, построенного по проекту красноярского архитектора Л. Чернышева. Вместе с художниками Е. С. Кобытевым К. Ф. Вальдман расписывал красноярский речной вокзал. Послевоенные годы ознаменовались большими достижениями многих художников Красноярска. В искусство пришли новые люди, новые таланты, и творческая жизнь приняла более углубленный характер, более сложные формы.

     В это время набирал силу талант Бориса Яковлевича Ряузова (1919). Рассматривая картины, созданные Б. Я. Ряузовым за 35 лет художественной деятельности, можно убедиться, как последователен он в выборе тем, в стремлении совершенствовать свое мастерство. Б. Я. Ряузов родился в селе Бирючья Коса Архангельской области в семье потомственных рыбаков. В начале 30-х годов семья переехала в Омскую область, в северное село Покур, что на Оби. С 14 лет Б. Ряузову пришлось начать напряженную трудовую жизнь. Работал в бондарной мастерской, был учеником в конторе, табельщиком на рыбозаводе, рабочем в колхозе. Юность его прошла на Крайнем Севере, в местах ранее глухих, никому неведомых, ныне известных всей стране: Салехард, Самотлор, Нижний Вартовск, енисейский Север. Они запечатлены художником, побывавшим в них вновь в первые послевоенные годы. В июле 1942 года в Красноярске формировалась 78-я коммунистическая добровольческая стрелковая бригада. Ряузов подал заявление и уехал на фронт. Живые впечатления, многочисленные фронтовые зарисовки помогли художнику в послевоенное время создать картины, проникнутые любовью к родной, опаленной огнем земле. На тему войны написаны: "Высота Безымянная", "Нейтральная полоса под городом Белый", "Разгромленная фашистская техника", "Войска 19-го гвардейского Сибирского корпуса сдаются в плен части Курляндской группы немецко-фашистских войск", "Место подвига Александра Матросова". В 50-е годы художник создает свою замечательную "Туруханскую серию", принесшую ему широкую известность и заслуженную славу. В нее входит большой цикл работ: "Курейка. Май", "На станцию", "Станок Курейка. 1914 год", "Туруханск. Последние льды", "Курейский плес. Осень", "Старая Курейка. Вечер" и другие. Работы этой серии поступили в различные музеии страны, в том числе в Государственную Третьяковскую галерею, Государственный Русский музей, в Государственный университет им. М. В. Ломоносова. В 60-е годы, развивая тему сибирского пейзажа, Ряузов создает новую серию - "Исторические места Сибири, связанные с жизнью и деятельностью В. И. Ленина". В эту серию вошли такие картины как "Дом Петровой. Шушенское", "Шушенское. Окраина", "Шушенское. Просторы", "Старая Шунь. Сумерки", "Шушенское 1898 года", "Озеро Перово", "Шушенское 1898 года. Окно Ульянова". За большие творческие успехи Б. Я. Ряузову присвоено почетное звание народного художника РСФСР, он избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР. У сибирского поэта К. Лисовского есть такие строки: ...И всюду, на любом пейзаже, В большом иль малом полотне Мне видится все та же, та же Любовь к родимой стороне. С какою силой непреложной, Как тонко запечатлены Все краски осени таежной, Все буйство рек, Весь шум весны! Они посвящены художнику Т. В. Ряннелю. Думается, эти строки верно характеризуют общее настроение творчества Тойво Васильевича Ряннеля (1921), заслуженного художника РСФСР, одного из ведущих художников Красноярска. Закончив в Южно-Енисейске среднюю школу, Ряннель поступил в 1939 году в Омское художественное училище. Во время войны он оставляет учебу и уезжает к родителям на Север. Преподает рисование в школе, а затем уходит в геологическую партию техником-геодезистом. В его рюкзаке всегда были краски, карандаш, бумага, множество зарисовок и акварельных этюдов. Свои работы Ряннель привез в Красноярск после войны. Он показал их на восьмой краевой художественной выставке в1946 году. Это были небольшие, написанные маслом этюды: "Август в тайге", "Река Сухой Пит", "В долине Вангаша", "Охотничья избушка", "Усть-Питское" и другие мотивы мест, где художнику пришлось побывать с геологической партией. В 1947 году Ряннель участвует на межобластной художественной выставке в Новосибирске, посвященной 30-летию Октября. Его пейзажи "Утро в заповеднике", "Копьева грива", "Охотничья избушка". Он едет в Игарку, в низовья Енисея, в Саяны, в Туву, а позднее в Хакасию, Кузнецкий Алатау, на Таймыр. В результате этих поездок у художника накапливается богатый материал, давший возможность создать ряд больших полотен. Могучая сибирская река Енисей покорила многих художников-красноярцев бесконечной ширью своих просторов, величавой красотой берегов, бурным ритмом могучего течения. Т. Ряннель написал несколько работ, посвященных Енисею: "Енисей. Белая ночь", "Енисей. Восход луны", "Енисей. Порог Дар-Ужур", "Енисей. Казачинский порог", "Енисей у Курейки". С 1966 года на выставках стали появляться работы Ряннеля, которые отражали преобразования, характерные для нашей действительности. Это в первую очередь "Красноярское море", "Плотина Красноярской ГЭС", "Дивногорск. Набережная", триптих "Над Енисеем", посвященные величественной стройке. А дальше - "Саяно-Шушенская ГЭС", "Хантайская ГЭС", большое полотно о героическом труде строителей Саянской ГЭС - "Перекрытие Енисея".

     Галина Петровна Ермолаева (1915) эвакуировалась в Красноярск из Донбасса в 1942 году. Г. П. Ермолаева окончила Киевский художественный институт накануне Великой Отечественной войны. Ее учителями были видные советские художники - профессор Волокидин и народный художник СССР, академик А. Шовкуненко. Многие художники, прожившие годы войны в Красноярске, вернулись потом в родные места. Г. Ермолаева стала сибирячкой. В Красноярске началась ее самостоятельная творческая деятельность. Ермолаева создает ряд портретов представителей рабочего класса и интеллигенции - "Портрет рабочего ПВРЗ Татьянина", "Портрет красноярского поэта И. Рождественского", " Портрет учительницы Е. Д. Соболевой". С 1964 года Г. Ермолаева оставляет портретный жанр. Ведущим в ее творчестве становится натюрморт. На краевых выставках появляются: "Натюрморт с черемшой", "Синий сервиз", "Лимоны", "Хохломская посуда", "Яблоки", "На выставке прикладного искусства", "Лыжи" и другие. Портрет занимает центральное место в творчестве художника Якова Семеновича Есеслевича (1915). Специальное образование получил в Красноярской художественной школе, которую окончил в 1939 году. В дни Великой Отечественной войны до ухода на фронт Я.С. Еселевич участвовал в создании агитплакатов, а с ноября 1942 года как солдат 374-й стрелковой дивизии сражался под Ленинградом. Художник и на фронте не оставлял карандаша и кисти. После демобилизации из армии Я. Еселевич в Красноярске снова включается в творческую работу. Портретное творчество Я. Еселевича многообразно. Художник изображает передовых людей края - представителей самых различных профессий, Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда, старых большевиков, ветеранов комсомола, и молодых современников. В числе наиболее удачных "Портрет лауреата Государственной премии А.И. Вырупаевой", мастера кирпичного завода. В 1958 году Я.С. Еселевич совершил поездку по Хакасии и на краевых выставках появились его портреты знатных хлеборобов, чабанов, доярок. "Портрет доярки Июсского совхоза Д.Я. Копчегашевой" - лучший из этой серии.

     Плодотворно работает Тамара Алексеевна Мирошкина (1919). Она окончила Красноярскую художественную школу в 1939 году. Ее творческая биография началась в годы Великой Отечественной войны, и первые работы рассказывали о переживаемых страной событиях. Это картины: "Подвиг младшего лейтенанта Мамедова", "Хлеб фронту", "Восстановление", "Возвращение в родные места". С середины 50-х годов Т. Мирошкину все больше и больше увлекает мир детей, тема материнства. Первую удачу в этой теме Мирошкиной принесла картина "Сон". Позже были написаны: "Утро", "Старший брат", "Натюрморт и девочка", "Бабушка и внучка", "Маленькая сибирячка" и др. Тамару Алексеевну увлекает и мир сказок. Она является соавтором (с Е. Кобытевым) монументально-декоративных росписей в Красноярском Дворце пионеров. В изостудии при клубе красноярских железнодорожников начал путь в профессиональное искусство Алексей Яковлевич Климанов (1914). Он родился в Красноярске в семье рабочего. С юных лет он трудился на производстве, затем работал художником-рекламистом вагон-клуба железной дороги, художником клуба "Железнодорожник" и в 1940 году поступил в Красноярское товарищество "Художник". Климанов создал ряд картин военно-патриотической темы: "Бой на улицах Сталинграда", "Гвардейские минометы в действии". Уже в конце войны, в 1945 году, как ощущение близкой победы, появляются его полные лиризма пейзажи: "Яблони цветут", "Второй и Первый "Столбы". В 1947 году на Всесибирской художественной выставке Климанов экспонировал две работы: "Зимний пейзаж" и "Три сосны". В этом году на передвижной выставке появляются новые картины: "Тайга зимой" и "Тайга летом". Каждое лето Климанов с геологами забирался в самые глухие места, ночевал у костра, встречал восход солнца, переживал и невзгоды подобного рода путешествий. После каждого такого путешествия на выставках появлялись глубоко правдивые, полные искренних чувств пейзажи. Это "Глубокие снега", "Тишина", "Вечер в горах", "У истоков реки Уда".


© 2000-2002 Copyright Красноярск City
Сайт создан в системе uCoz