Там, где впадает речка Кача в могучий Енисей, на "месте красном и угожем", в 1628 году был срублен дружиной Андрея Дубенского первый острог, давший начало Красноярску. Сплошь деревянный, город не раз горел и перестраивался, его первоначальная соборная и посадская, по-северному суровая застройка постепенно заменялась городскими усадьбами с домами в один-два этажа под крутыми крышами, с хозяйственными постройками, огородами, высокими глухими заплотами. Традиционные приемы такой застройки плотничные артели хранили стойко, поэтому мы вправе считать дорогую реликвию города, музей-усадьбу В. И. Сурикова (ул. Ленина, 98), достаточно характерным примером застройки Красноярска на протяжении всего ХIХ века. Первые каменные постройки Красноярска не сохранились. Наиболее значительной из них был Воскресенский собор, построенный в 1759 году тобольскими и енисейскими мастерами на территории острога (Старый собор). Самым древним из сохранившихся каменных монументальных зданий является Покровская церковь (ул. Сурикова, 26). Она закончена к 1795 году и сохраняет архитектурно-строительные традиции русского и украинского культового зодчества ХVII века. Памятник архитектуры республиканского значения, церковь Покрова, отличается сложной объемно-пространственной структурой, включающей пятиглавый храм, обширную трапезную с двумя пределами и высокую многоярусную колокольню. Характерными чертами сибирского барокко является также богатая пластика венчаний и живописный декор фасадов, искусно выполненный из фигурного и тесаного кирпича. Гражданские дома - жилые, торгово-жилые, построенные в начале ХIХ века, отмечены чертами барокко. Это такие памятники жилой архитектуры как дом Тюрепиных, вошедший позднее в Усадьбу "Кузнецовского подворья" (пр. Мира, 22), и особенно яркий - дом Терских (пр. Мира, 29). Каменные жилые дома 1820-50 годов объединяет сдержанность строгих форм, пропорциональные членения фасадов.Для них характерны симметрия, акцентирование центра фронтом или пилястровым портиком, устройство боковых флигелей или пониженных крыльев. В основном верхнем этаже, как правило, размещались сквозной анфиладой вдоль уличного фасада парадные залы и комнаты. Это дома по ул. Ленина, 3, пр. Мира, 14, ул. Каратанова, 11, флигели по пр. Мира, 9. Часто деревянные дома этого периода "маскируются" под каменные штукатуркой и отделкой (пр. Мира, 24, бывшая контора Кузнецовых; пр. Мира, 35, бывший дом Гудкова). Дом Фон-Эзерских (ул. Карла Маркса, 24) отделан досчатой обшивкой. Здание бывшего Благородного собрания, построенное по проекту декабриста Г. С. Батенькова в 1850 году и восстановленное после пожара в 1870 годах, было обшито и декорировано на рубеже ХIХ-ХХ веков. Образцовые проекты выполнялись не только для жилых домов, но и для общественных и культовых. Так на основе образцового проекта архитекторами А. Маковецким и Шаровым возведена к 1842 году кладбищенская Троицкая церковь с небольшой каменной богадельней, а позднее выполнена каменная ограда с часовенкой у западных ворот кладбища. Последней по времени завершения постройкой классицизма стало крупное общественное здание - Гостиный двор, верхний этаж которого был занят под присутственные места (ул. Карла Маркса, 6). Строилось здание подрядчиком И. Ларионовым в 1857-63 годах по проектам архитекторов Рачинского и Набалова под контролем городского архитектора Битюцкого. Рождественский кафедральный собор в русско-византийском духе был возведен в 1849-61 годах по проекту столичного архитектора К. Тона на просторной Новособорной (Новобазарной) площади перед городским садом (снесен). Архитекторами Я. Алфеевым и Я. Наболовым в 1855 году под влиянием форм выстроена часовня на Караульной горе.

Часовня Параскевы Пятницы
     Часовня Параскевы Пятницы, являясь памятником культовой архитектуры середины ХIХ века и важным градостроительным ориентиром, сохраняет еще роль знака исторического места, связанного с первыми десятилетиями Красноярска. Вслед за собором были сооружены два крупных здания, в архитектуре которых использованы старорусские мотивы - Архиерейский дом (ул. Горького, 27) и Духовная семинария (ул. Горького, 2), украшенные шатрами домовых церквей (гражданские инженеры Е. Морозов, А. Фольбаум, П. Масленников). Большое число крупных общественных, промышленных, торговых зданий появляется в городе в конце ХIХ - в начале ХХ веков. Все они выполнены в различных вариантах эклектики, с использованием приемов и мотивов разных исторических стилей, стилизаторства или в специфических формах "кирпичного стиля". К этому периоду относятся возведение учебных заведений: здания мужской (ул. Ленина, 70) и женской (пр. Мира, 83) гимназий, епархиального училища (пр. Мира, 37) и учительской семинарии (ул. Урицкого, 106, архитектор А. Фольбаум, 1901 год.). В "кирпичном стиле", с отдельными элементами, знаменуемыми переходом к стилю модерн, выполнены аптека и лечебница Общества врачей Енисейской губернии (пр. Мира, 75 - ул. Кирова, 26, на рубеже ХIХ-ХХ веков). Вот некоторые из зданий, построенные в Красноярске по проектам и под руководством В. А. Соколовского в период 1906-1916 годов, когда он исполнял обязанности губернского архитектора. Дом общественного собрания (ныне Дом офицеров, пр. Мира 69/20), дом Зельмановича (музыкальная школа №1, ул. Сурикова, 19/79), особняк Гадаловых (Художественный музей имени В. И. Сурикова, ул. Карла Маркса, 36/20). Все эти три здания угловые, с великолепно прорисованными, сложными планами, а угловые повороты их акцентированы живописными куполами или бельведером. В формах декоративного модерна выдержаны торговый дом Либмана (сейчас магазин "Пассаж", пр. Мира, 96), особняк Васильева (ул. Парижской коммуны, 13). Соколовскому город обязан первой постройкой с облицовкой всего главного фасада естественным камнем - гранитом и мрамором. Это дом фирмы "Ревильон-братья" (пр. Мира, 49), выполненный по мотивам классицизма. Интересна стилизация под готику здания римско-католического костела (Органный зал, ул. Декабристов, 20) и деревянного дома Цукермана (ул. Ленина, 66). К редким образцам "деревянного модерна", встречающимся почти исключительно только в крупных сибирских городах, относятся дома этого автора по пр. Мира, 40 (снесен) , по ул. Ленина, 167, Горького, 23 и другие. Он участвовал в строительстве корпусов Лесотехнического института (1930 года), жилого дома с магазинами в первом этаже по пр. Мира, 85 (1930-40 года), сельхозинститута на углу пр. Мира и ул. Кирова) и других. По проектам Л. А. Чернышева возведены здания Купеческого собрания (гостиница "Енисей"), доходный дом (пр. Мира, 98), особняк адвоката Иница (ул. Кирова, 25), дом Телегина (пр. Мира, 76). Особенно известны его здания краеведческого музея в формах, имитирующих египетский храм, и усадьба архитектора в романтических формах модерна, включающая высокий каменный дом и деревянный флигель (ул. Марковского, 21). С. Г. Дриженко был городским архитектором Красноярска с 1908 по 1930 год. По его проектам и при его участии построены здания кинематографа "Художественный электротеатр" в 1915 году (кинотеатр "Совкино" до его реконструкции 1960 годах), детский приют (ул. Ломоносова, 9), Дом просвещения (Дом учителя, ул. Кирова, 24), особняк Ускова (ул. Марковского, 60) и другие. Им реконструирован из магазинов кинотеатр "Аквариум" (позже "Сибирь"). Наряду с памятниками дореволюционной постройки получили признание здания и комплексы советского времени - ансамбли площади Революции, "Каменный квартал" (1930-50 года), дом по пр. Мира, 85, поселок завода имени Побежимова (44 коттеджа постройки 1940-50 годов). Памятниками инженерного и архитектурного мастерства являются старый железнодорожный мост (1890 годов), стадион имени Ленинского комсомола на острове Отдыха (1970 годов), все вокзалы города (1950 годов).


© 2000-2002 Copyright Красноярск City
Сайт создан в системе uCoz